АНКЕТНЫЙ ОПРОС

АНКЕТНЫЙ ОПРОС
(англ. survey, survey research) – один из двух основных видов опросных методов (наряду с интервью), применяемый для получения эмпирической информации, касающейся объективных или субъективных фактов (знаний, мнений, оценок, поведения). А. о. широко используется в социологии, психологии, педагогике, др. областях науки и практики. Существенная особенность А. о. – опосредованный характер взаимодействия между исследователем и исследуемым (респондентом, т. е. «отвечающим», от лат. responsare – отвечать), которые общаются при помощи анкеты, причем респондент (по возможности) сам читает предлагаемые ему вопросы и сам фиксирует свои ответы. Виды А. о.: 1) в зависимости от числа одновременно опрашиваемых А. о. м. б. групповым или индивидуальным; 2) по процедуре А. о. м. б. очным (анкетер сам раздает и собирает анкеты; может присутствовать при заполнении) или заочным; 3) А. о., кроме того, м. б. анонимным или персонифицированным (обычно первый побуждает респондента к большей откровенности). Надежность данных А. о. зависит от множества факторов, в т. ч. от: а) распространенности А. о. в обществе; б) правильного выбора адресата; в) умения мотивировать его; г) соответствия анкетных вопросов цели и задачам исследования (вопросы, стоящие перед исследователем, д. б. переформулированы в вопросы, предлагаемые респонденту); д) соблюдения правил построения опросника, учитывающих эффект научения (в начале помещают более простые фактологические вопросы, затем – касающиеся мнений и оценок и далее – вновь простые, обычно т. н. «паспортичка» – вопросы демографического характера о респонденте); е) понятности указаний по заполнению и возвращению анкеты; ж) четкости, понятности, доступности формулировок вопросов и ответов; напр. недвусмысленность всех эталонов измерения (по времени, частоте, степени выраженности и пр.); з) полноты и сбалансированности списка предлагаемых ответов; и) использования разных типов вопросов – открытых и закрытых, прямых и косвенных, личных и безличных, вопросов-фильтров, контрольных; к) отсутствия намеков на желаемый ответ. Надежность результатов А. о. проверяется или повторением процедуры на той же группе, или использованием др. методик; анализом документов, наблюдением, опросом экспертов, групповой дискуссией и т. д. В отечественной конфликтологии А. о. используется достаточно широко. Одной из причин этого является трудность применения наблюдения и эксперимента при исследовании конфликтов. Главная проблема А. о. в конфликтологии – обеспечение достоверности получаемой информации.


Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "АНКЕТНЫЙ ОПРОС" в других словарях:

  • анкетный опрос — Категория. Метод диагностики. Специфика. Ориентирован на получение от респондентов (лат. responsare отвечать) сведений о событиях жизни, мнениях, оценках, поведении, когда респондент сам читает предлагаемые ему вопросы и сам фиксирует свои ответы …   Большая психологическая энциклопедия

  • Анкетный Опрос — форма получения от респондентов сведений о событиях жизни, мнениях, оценках, поведении, когда респондент сам читает предлагаемые ему вопросы и сам фиксирует свои ответы …   Психологический словарь

  • АНКЕТНЫЙ ОПРОС — АНКЕТНЫЙ ОПРОС. То же, что анкетирование …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Анкетный опрос — …   Википедия

  • АНКЕТНЫЙ ОПРОС — выявление общественного мнения посредством получения ответов на вопросы анкеты. (С. А.) …   Энциклопедический словарь конституционного права

  • Анкетный опрос —    метод социально психологического исследования с помощью анкет. А.о. может быть различных типов: сплошной и выборочный; устный (интервью) и письменный (анкетирование); индивидуальный и групповой; очный и заочный. При проведении А.о. любого типа …   Криминалистическая энциклопедия

  • Анкетный опрос — – метод сбора первичных данных, используемый в социологии и социальной психологии, разновидность обширной группы опросных методов, в число которых входят свободные (клинические), формализованные, групповые, индивидуальные интервью (беседы) и… …   Словарь-справочник по социальной работе

  • АНКЕТНЫЙ ОПРОС — метод социально психологического исследования с помощью анкет …   Словарь по профориентации и психологической поддержке

  • опрос — показал • субъект, демонстрация опрос проводится • действие, пассив на ся опросы показывают • субъект, демонстрация показал опрос • субъект, демонстрация показывают опросы • субъект, демонстрация провести анкетный опрос • действие провести опрос… …   Глагольной сочетаемости непредметных имён

  • опрос — метод психологического изучения, в ходе коего людям задаются вопросы, на базе ответов на которые делаются выводы о психологии опрошенных. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998. ОПРОС …   Большая психологическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»